Духовно-нравственное воспитание!

29.12.2022

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах, вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному.

Суть духовно - нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, родного края, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности.

Планируя работу по духовно – нравственному воспитанию, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым

    делам для семьи, родного дома, детского сада.

Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать уважение к труду. Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только духовно-нравственные чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Последовательность  работы в этом направлении мы представили следующими темами: «Семья»; «Детский сад»; «Родная страна, - родной край», «Основы Ислама».

Каждая тема включает в себя разнообразные виды деятельности:

- занятия;

- «Моя семья»

- «Мой дом – Чечня», дети ознакомились с символикой, столицей, природой   

  родного края.

- наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, устанавливали взаимосвязь  природных явлений. Знакомились с приметами.

- Продуктивная деятельность «Рисунок для мамы»;

- беседы;

- «Моя малая родина – Чечня», приуроченная к очередной годовщине выхода  

   Указа ВС СССР о восстановлении ЧИАССР (09.01.1957г.)

- «Почитание матери в Исламе» (14 - 15.01.22г.)  Беседа включает в себя   

  огромный духовный смысл, который раскрывает ценность  понятия 

  материнства, бережного и уважительного отношения к матери как к

  родоначальнику, хранительнице очага, воспитателю, наставнику.

- 3 февраля в старших возрастных группах ДОУ проведена беседа с детьми на тему проповедник эпохи Кавказской войны Кунта-Хаджи Кишиев.

Шейх Кунта-Хаджи, сын Киши - явление особенное в истории чеченского и ингушского народов.

Кунта-Хаджи проповедовал мир между людьми, призывал к любви к ближнему. Его учение перекликалось с широко распространенной на Востоке идеей непротивления злу насилием.

Добро вместо зла, скромность вместо излишеств, чистота помыслов, дел, обращение к Богу - вот основные идеи, которые лежали в основе проповеди Кунты-Хаджи Кишиева.

И нам – современникам, есть чему пучиться  и  учить своих детей, следуя философии Кунта-Хаджи Кишиева.

- Так же в феврале месяце проведена беседа на тему «Моя семья и мой детский сад». Цель этого занятия - помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование представлений о семейных ценностях.

Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

Ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия. Должен знать, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье "Я надежда и помощник" и в обществе - "Я гражданин, я воспитанник".

- беседа на тему «Холодный февраль 43го», приуроченная к очередной годовщине депортации чеченского народа в феврале 1944года.

Любая нация должна знать свою историю, но не хранить в сердцах обиду и злобу. Ошибки прошлого являются стимулом для доброго, светлого будущего. Такой была основная идея бесед.

Воспитатели рассказывали детям о трудностях и лишения, которые приходилось преодолевать нашему многострадальному народу в годы депортации. Рассказывали и о хороших моментах, пережитых в годы изгнания. Сила духа и воли нашего народа настолько велика, что переселение воспринималось как испытание, через которое им суждено было пройти. И наш народ выстоял, пережил лихолетье и вернулся на свою историческую родину.

Красной линией в беседах шла биография первого Президента ЧР А-Х. Кадырова. О его большом вкладе в восстановление мира на многострадальной чеченской земле. 

- «Спешите делать добро»

- «Добро добром  вернется»

- «Мой край родной, моя Чечня»

- «Конституция – основной закон ЧР»

В ходе бесед детям была дана краткая характеристика о Конституции ЧР, рассказывалось о том, как, когда и кем она была предложена, а за  тем и принята. О большом вкладе незабвенного Ахмад-Хаджи Кадырова в деле стабилизации обстановки  и дальнейшего процветания нашей многострадальной малой родины – Чечни.

Воспитатели сопровождали свои рассказы о республике, о ее законах, обычаях и традициях демонстрацией цветных картинок, печатных изданий и видео ролика о Чечне сегодня. О последовательности Главы ЧР Рамзана Ахмадовича Кадырова в деле продолжения начинаний его отца.

- беседы на чеченском языке Сарахь – суьйренца бабин а, дадин а дийцарш (на  темы национального фольклора об обычаях и традициях чеченского народа). Ребята с удовольствием слушали рассказы, задавали множество вопросов, а за тем делились своими наблюдениями в повседневной жизни.

- «Доброта и щедрость»

- «Я и моя семья», о семейных моральных ценностях и месте ребенка в 

  маленьком мире «СЕМЬЯ»;

- беседа с игровыми элементами на тему «Нохчийн г1иллакхаш»;

- ситуативная беседа о государственных символах. Из беседы  дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов есть свои символы. Так дети познакомились с гербом Урус-Мартановского района.

Также дети узнали, что у страны есть главная песня – Гимн.

В ходе   беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский флаг, из каких цветов он состоит.

Расширяя знания детей о понятии Родина, воспитатели подводят детей к тому, что это не только село, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем и нашу страну.

- Беседа на тему «Семейные ценности».

- тематические дни, выставки работ;

- Тематический день "Спасибо» (26 01.22г.) Всегда есть повод и причина

  поблагодарить кого – то за что-то. Этот день стал днем практического

  занятия по благодарности друг другу за различные благие действия. Сделал  

  доброе дело – СПАСИБО. Сказал доброе, ласковое слово – СПАСИБО.

- Из рисунков, аппликаций и пластилиновых поделок в группах были оформлены выставки под единым названием «День Конституции Чеченской Республики».

- выставки детского рисунка «Сан Даймохк», ко Дню чеченского языка;

 

- чтение художественной литературы, просмотр тематических  

  видеоматериалов;

- ко Дню Конституции ЧР - просмотр видеоматериала о Чечне.

- знакомство с чеченскими народными пословицами и поговорками Даймахках лаьцна кицанаш.

- Воспитанникам младших групп воспитатели читали сказки о дружбе и товариществе, проводили их обсуждение, просматривали и обсуждали мультфильмы и киносказки.

- чтение художественной литературы (сказки, загадки на родном языке, чтение художественных произведений  «Мешок яблок» В. Сутеева, «Совесть».

- На чеченском языке  «Даймохк», «Г1иллакх», «Жима ц1а» (журнал «Стела1ад);

- чтение и обсуждение сказки Сахаба Шамилева «Жима ц1а» (маленький дом),  народной сказки «Чай, ши тоталлий» (медведица и два медвежонка);

- в средних и старших группах проведено чтение и обсуждение рассказа (бабин дийцар) «Г1иллакх»;

- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;

- «Приходите в гости»,

- «Поделись с товарищем»,

- «Книжкины помощники»,

- «Кто, где живет?»

- «Волшебный стул»

- «Садовники и цветы»

- «Копилка добрых дел»

- «Много ли мне нужно для счастья?»

- «С верою в сердце»

- «Берийн каде ловзарш»

- игры на тему «О друзьях, товарищах», «Помоги товарищу», «Парк эмоций»;

-Дидактические игры «Кто в домике живет», «Назови, кого покажу», «Как зовут твоих друзей»;

- подвижные игры «Мила ву хаал?», «Гибарех ловзар» (сборник Ж. Махмаева «Игры чеченских детей» на чеченском языке).

- игры «Муьлха ву каде?», «Ц1ерпошт» (паровозик);

- тематические праздники, развлечения:

- утренник «23 февраля День защитников Отечества».

- утренник «Бекалахь ненан мотт тахна!» В утреннике приняли участие не только

  воспитанники ДОУ, но и их наставники - педагоги, которые исполнили в

  завершение утренника песню «Ма хаза ду вай махкахь».

- музыкально – поэтическая композиция «Салют Победы!»  Дети разных

  возрастных групп читали стихи, исполнили танцы и песни «Катюша», «Казаки

  в Берлине», «Эх путь дорожка фронтовая».

- музыкальная поэтическая композиция  «Помним и чтим», памяти А-Х.

  Кадырова.

  Начали свои выступления дети с исполнения гимна Чеченской Республики  

  автором слов которого,  является Герой России Ахмад-Хаджи. Дети читали

  стихи патриотической тематики на чеченском языке, исполнили песни «Хьоме

  Даймохк», «Нохчийн чоь».

- в старших группах в декабре обыграна инсценировка на тему «Нохчийн къоман

  г1иллакх – оьздангалла».

   Приобщая детей к национальной  культуре, педагоги рассказывают разные  народные сказки, слушают в аудиозаписи песни, заучивают  народные потешки, пословицы и  поговорки, разучивают народные игры, знакомят детей с предметами народно искусства.

      Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно - нравственных качеств ребенка  оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов (синкъерам, белхи, ловзар и т.д.), о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков); - продвижение от опыта к знанию.  

Указом Главы Чеченской Республики от 11 мая 2007 года  № 207, в целях сохранения, совершенствования и дальнейшего развития чеченского языка, повышения его роли в развитии чеченской культуры и самобытности,  последнее воскресенье апреля месяца в нашей республике объявлен  Днем чеченского языка.

В истекшем году этому дню был посвящен весь апрель месяц.

Для организации работы был разработан план, в соответствие которому и реализовывалась работа. А именно:

- во всех возрастных группах детям читались сказки на чеченском языке соответственно их возрасту;

- проводились игры – берийн ловзарш;

- воспитанники старших групп  разгадывали загадки - «Х1етал – металш», читали и обсуждали пословицы и поговорки на родном языке, проводились физминутки.

Педагог дополнительного образования свою работу строит по трем направлениям, это:

- работа с детьми;

Работа с воспитанниками старших и средних групп педагогом доп. образования проводилась в соответствие составленному годовому плану, куда входят тематические беседы, направленные на воспитание в детях морали и нравственности Ислама, так и занятия по обучению детей основам Ислама

в месяц Рамадан провел тематическую беседу с воспитанниками старших и средней групп - «Священный месяц для Мусульман – РАМАДАН». В ходе беседы педагог рассказывал  детям о том, что этот месяц один из пяти столпов Ислама и обязателен всем правоверным для исполнения. Задавал  детям вопросы по теме беседы, давал разъяснения на вопросы детей.

- работа с педагогами:

- проведена консультация на тему: «Духовно-нравственное воспитание   

  дошкольников  на основе этнокультурного развития».

  В ходе консультации педагогам был предложен не только теоретический

  материал, но и приведены примеры практической работы с детьми в данном

  направлении, предложены формы и методы организации работы с детьми на

  примере национальной самобытности, традиций и культуры.

- «О роли Ислама в воспитании  морально – нравственных устоев у ребенка».

- «Я мусульманин».

В священный месяц Рамадан провел беседу на тему - «Духовно нравственное воспитание» (14 апреля), в ходе которой обсуждались  основы нравственных ценностей,

- и беседу «Священный месяц для Мусульман – РАМАДАН» (29 апреля).

- «Мусульманская этика воспитания детей»

- «Три золотых правила воспитания совершенного ребенка»        

- «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»;

- «Ступени доброты».

   Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого Суда.

8 октября 2022 года весь мусульманский мир праздновал День рождения Пророка Муххамада (да благословит его Аллах и приветствует). Не обошло стороной это событие и учреждения дошкольного образования.

Так, в течение месяца Раби уль-Авваль педагог дополнительного образования Идалов Харон провел в старших и средних группах сада беседы с воспитанниками на темы:

- «Слово о Пророке Мухаммаде» (да благословит его Аллах и приветствует). В своем выступлении педагог Идалов Х.  рассказал  о некоторых эпизодах из жизни нашего господина (сайида) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это минимум необходимого объёма знаний, который должен знать каждый мусульманин о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение).

Все учёные Ислама единогласны в том, что родители обязаны обучать своих детей (даже раньше, чем совершению обязательной молитвы) и сообщать им следующую информацию о жизни и деятельности последнего Пророка (мир ему и благословение).

Также мы должны обучить наших детей с малых лет тому, что Всевышний Аллах возложил на Пророка, не обученного грамоте (не умеющего читать и писать), который был арабом из племени Курайш, из благородного рода Хашима и который является нашим господином Мухаммадом (мир ему и благословение), донести послание ко всем народам – арабам и не арабам, ангелам, людям и джиннам и даже к неодушевлённым предметам. Всевышний Аллах возвеличил Мухаммада (мир ему и благословение) над всеми остальными созданиями. И не принимаются слова единобожия: «Нет бога, которому следует поклоняться, кроме одного Аллаха» – без признания того, что Мухаммад – Посланник Аллаха. И вменил Всевышний в обязанность подтверждать истинность всего того, что Мухаммад (мир ему и благословение) рассказал об Аллахе, и всего, что он сказал о земной и потусторонней жизни.

- «Ислам религия мира и добра»;

- «Воспитание ребенка в Исламе»;

- «Дети и Ислам»;

- «Что такое доброта».

Так же, в течение месяца с детьми проводились игры по формированию в них чувства товарищества, взаимовыручки и морально – ценностных устоев.

       21 октября 2022г. Идалов Харон прочел мовлид «Раби Уль Авваль» с участием воспитанников старших групп «Ромашки» и «Бабочки».

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного развития личности и заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития общества, страны. Свой вклад в этот процесс вносим и мы.

Результативность организованной образовательной деятельности способствует тому, что в детям проявляется милосердие, трудолюбие, доброта, активность, самостоятельность, эмоциональность и отзывчивость, любовь к близким, к своей Родине (как малой, так и большой), почтение к традициям и культуре своего народа.