Духовно-нравственное воспитание!
29.12.2022Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах, вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному.
Суть духовно - нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, родного края, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности.
Планируя работу по духовно – нравственному воспитанию, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым
делам для семьи, родного дома, детского сада.
Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать уважение к труду. Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только духовно-нравственные чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Последовательность работы в этом направлении мы представили следующими темами: «Семья»; «Детский сад»; «Родная страна, - родной край», «Основы Ислама».
Каждая тема включает в себя разнообразные виды деятельности:
- занятия;
- «Моя семья»
- «Мой дом – Чечня», дети ознакомились с символикой, столицей, природой
родного края.
- наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, устанавливали взаимосвязь природных явлений. Знакомились с приметами.
- Продуктивная деятельность «Рисунок для мамы»;
- беседы;
- «Моя малая родина – Чечня», приуроченная к очередной годовщине выхода
Указа ВС СССР о восстановлении ЧИАССР (09.01.1957г.)
- «Почитание матери в Исламе» (14 - 15.01.22г.) Беседа включает в себя
огромный духовный смысл, который раскрывает ценность понятия
материнства, бережного и уважительного отношения к матери как к
родоначальнику, хранительнице очага, воспитателю, наставнику.
- 3 февраля в старших возрастных группах ДОУ проведена беседа с детьми на тему проповедник эпохи Кавказской войны Кунта-Хаджи Кишиев.
Шейх Кунта-Хаджи, сын Киши - явление особенное в истории чеченского и ингушского народов.
Кунта-Хаджи проповедовал мир между людьми, призывал к любви к ближнему. Его учение перекликалось с широко распространенной на Востоке идеей непротивления злу насилием.
Добро вместо зла, скромность вместо излишеств, чистота помыслов, дел, обращение к Богу - вот основные идеи, которые лежали в основе проповеди Кунты-Хаджи Кишиева.
И нам – современникам, есть чему пучиться и учить своих детей, следуя философии Кунта-Хаджи Кишиева.
- Так же в феврале месяце проведена беседа на тему «Моя семья и мой детский сад». Цель этого занятия - помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.
Формирование представлений о семейных ценностях.
Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
Ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия. Должен знать, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье "Я надежда и помощник" и в обществе - "Я гражданин, я воспитанник".
- беседа на тему «Холодный февраль 43го», приуроченная к очередной годовщине депортации чеченского народа в феврале 1944года.
Любая нация должна знать свою историю, но не хранить в сердцах обиду и злобу. Ошибки прошлого являются стимулом для доброго, светлого будущего. Такой была основная идея бесед.
Воспитатели рассказывали детям о трудностях и лишения, которые приходилось преодолевать нашему многострадальному народу в годы депортации. Рассказывали и о хороших моментах, пережитых в годы изгнания. Сила духа и воли нашего народа настолько велика, что переселение воспринималось как испытание, через которое им суждено было пройти. И наш народ выстоял, пережил лихолетье и вернулся на свою историческую родину.
Красной линией в беседах шла биография первого Президента ЧР А-Х. Кадырова. О его большом вкладе в восстановление мира на многострадальной чеченской земле.
- «Спешите делать добро»
- «Добро добром вернется»
- «Мой край родной, моя Чечня»
- «Конституция – основной закон ЧР»
В ходе бесед детям была дана краткая характеристика о Конституции ЧР, рассказывалось о том, как, когда и кем она была предложена, а за тем и принята. О большом вкладе незабвенного Ахмад-Хаджи Кадырова в деле стабилизации обстановки и дальнейшего процветания нашей многострадальной малой родины – Чечни.
Воспитатели сопровождали свои рассказы о республике, о ее законах, обычаях и традициях демонстрацией цветных картинок, печатных изданий и видео ролика о Чечне сегодня. О последовательности Главы ЧР Рамзана Ахмадовича Кадырова в деле продолжения начинаний его отца.
- беседы на чеченском языке Сарахь – суьйренца бабин а, дадин а дийцарш (на темы национального фольклора об обычаях и традициях чеченского народа). Ребята с удовольствием слушали рассказы, задавали множество вопросов, а за тем делились своими наблюдениями в повседневной жизни.
- «Доброта и щедрость»
- «Я и моя семья», о семейных моральных ценностях и месте ребенка в
маленьком мире «СЕМЬЯ»;
- беседа с игровыми элементами на тему «Нохчийн г1иллакхаш»;
- ситуативная беседа о государственных символах. Из беседы дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов есть свои символы. Так дети познакомились с гербом Урус-Мартановского района.
Также дети узнали, что у страны есть главная песня – Гимн.
В ходе беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский флаг, из каких цветов он состоит.
Расширяя знания детей о понятии Родина, воспитатели подводят детей к тому, что это не только село, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем и нашу страну.
- Беседа на тему «Семейные ценности».
- тематические дни, выставки работ;
- Тематический день "Спасибо» (26 01.22г.) Всегда есть повод и причина
поблагодарить кого – то за что-то. Этот день стал днем практического
занятия по благодарности друг другу за различные благие действия. Сделал
доброе дело – СПАСИБО. Сказал доброе, ласковое слово – СПАСИБО.
- Из рисунков, аппликаций и пластилиновых поделок в группах были оформлены выставки под единым названием «День Конституции Чеченской Республики».
- выставки детского рисунка «Сан Даймохк», ко Дню чеченского языка;
- чтение художественной литературы, просмотр тематических
видеоматериалов;
- ко Дню Конституции ЧР - просмотр видеоматериала о Чечне.
- знакомство с чеченскими народными пословицами и поговорками Даймахках лаьцна кицанаш.
- Воспитанникам младших групп воспитатели читали сказки о дружбе и товариществе, проводили их обсуждение, просматривали и обсуждали мультфильмы и киносказки.
- чтение художественной литературы (сказки, загадки на родном языке, чтение художественных произведений «Мешок яблок» В. Сутеева, «Совесть».
- На чеченском языке «Даймохк», «Г1иллакх», «Жима ц1а» (журнал «Стела1ад);
- чтение и обсуждение сказки Сахаба Шамилева «Жима ц1а» (маленький дом), народной сказки «Чай, ши тоталлий» (медведица и два медвежонка);
- в средних и старших группах проведено чтение и обсуждение рассказа (бабин дийцар) «Г1иллакх»;
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- «Приходите в гости»,
- «Поделись с товарищем»,
- «Книжкины помощники»,
- «Кто, где живет?»
- «Волшебный стул»
- «Садовники и цветы»
- «Копилка добрых дел»
- «Много ли мне нужно для счастья?»
- «С верою в сердце»
- «Берийн каде ловзарш»
- игры на тему «О друзьях, товарищах», «Помоги товарищу», «Парк эмоций»;
-Дидактические игры «Кто в домике живет», «Назови, кого покажу», «Как зовут твоих друзей»;
- подвижные игры «Мила ву хаал?», «Гибарех ловзар» (сборник Ж. Махмаева «Игры чеченских детей» на чеченском языке).
- игры «Муьлха ву каде?», «Ц1ерпошт» (паровозик);
- тематические праздники, развлечения:
- утренник «23 февраля День защитников Отечества».
- утренник «Бекалахь ненан мотт тахна!» В утреннике приняли участие не только
воспитанники ДОУ, но и их наставники - педагоги, которые исполнили в
завершение утренника песню «Ма хаза ду вай махкахь».
- музыкально – поэтическая композиция «Салют Победы!» Дети разных
возрастных групп читали стихи, исполнили танцы и песни «Катюша», «Казаки
в Берлине», «Эх путь дорожка фронтовая».
- музыкальная поэтическая композиция «Помним и чтим», памяти А-Х.
Кадырова.
Начали свои выступления дети с исполнения гимна Чеченской Республики
автором слов которого, является Герой России Ахмад-Хаджи. Дети читали
стихи патриотической тематики на чеченском языке, исполнили песни «Хьоме
Даймохк», «Нохчийн чоь».
- в старших группах в декабре обыграна инсценировка на тему «Нохчийн къоман
г1иллакх – оьздангалла».
Приобщая детей к национальной культуре, педагоги рассказывают разные народные сказки, слушают в аудиозаписи песни, заучивают народные потешки, пословицы и поговорки, разучивают народные игры, знакомят детей с предметами народно искусства.
Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно - нравственных качеств ребенка оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов (синкъерам, белхи, ловзар и т.д.), о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков); - продвижение от опыта к знанию.
Указом Главы Чеченской Республики от 11 мая 2007 года № 207, в целях сохранения, совершенствования и дальнейшего развития чеченского языка, повышения его роли в развитии чеченской культуры и самобытности, последнее воскресенье апреля месяца в нашей республике объявлен Днем чеченского языка.
В истекшем году этому дню был посвящен весь апрель месяц.
Для организации работы был разработан план, в соответствие которому и реализовывалась работа. А именно:
- во всех возрастных группах детям читались сказки на чеченском языке соответственно их возрасту;
- проводились игры – берийн ловзарш;
- воспитанники старших групп разгадывали загадки - «Х1етал – металш», читали и обсуждали пословицы и поговорки на родном языке, проводились физминутки.
Педагог дополнительного образования свою работу строит по трем направлениям, это:
- работа с детьми;
Работа с воспитанниками старших и средних групп педагогом доп. образования проводилась в соответствие составленному годовому плану, куда входят тематические беседы, направленные на воспитание в детях морали и нравственности Ислама, так и занятия по обучению детей основам Ислама
в месяц Рамадан провел тематическую беседу с воспитанниками старших и средней групп - «Священный месяц для Мусульман – РАМАДАН». В ходе беседы педагог рассказывал детям о том, что этот месяц один из пяти столпов Ислама и обязателен всем правоверным для исполнения. Задавал детям вопросы по теме беседы, давал разъяснения на вопросы детей.
- работа с педагогами:
- проведена консультация на тему: «Духовно-нравственное воспитание
дошкольников на основе этнокультурного развития».
В ходе консультации педагогам был предложен не только теоретический
материал, но и приведены примеры практической работы с детьми в данном
направлении, предложены формы и методы организации работы с детьми на
примере национальной самобытности, традиций и культуры.
- «О роли Ислама в воспитании морально – нравственных устоев у ребенка».
- «Я мусульманин».
В священный месяц Рамадан провел беседу на тему - «Духовно нравственное воспитание» (14 апреля), в ходе которой обсуждались основы нравственных ценностей,
- и беседу «Священный месяц для Мусульман – РАМАДАН» (29 апреля).
- «Мусульманская этика воспитания детей»
- «Три золотых правила воспитания совершенного ребенка»
- «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»;
- «Ступени доброты».
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого Суда.
8 октября 2022 года весь мусульманский мир праздновал День рождения Пророка Муххамада (да благословит его Аллах и приветствует). Не обошло стороной это событие и учреждения дошкольного образования.
Так, в течение месяца Раби уль-Авваль педагог дополнительного образования Идалов Харон провел в старших и средних группах сада беседы с воспитанниками на темы:
- «Слово о Пророке Мухаммаде» (да благословит его Аллах и приветствует). В своем выступлении педагог Идалов Х. рассказал о некоторых эпизодах из жизни нашего господина (сайида) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это минимум необходимого объёма знаний, который должен знать каждый мусульманин о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение).
Все учёные Ислама единогласны в том, что родители обязаны обучать своих детей (даже раньше, чем совершению обязательной молитвы) и сообщать им следующую информацию о жизни и деятельности последнего Пророка (мир ему и благословение).
Также мы должны обучить наших детей с малых лет тому, что Всевышний Аллах возложил на Пророка, не обученного грамоте (не умеющего читать и писать), который был арабом из племени Курайш, из благородного рода Хашима и который является нашим господином Мухаммадом (мир ему и благословение), донести послание ко всем народам – арабам и не арабам, ангелам, людям и джиннам и даже к неодушевлённым предметам. Всевышний Аллах возвеличил Мухаммада (мир ему и благословение) над всеми остальными созданиями. И не принимаются слова единобожия: «Нет бога, которому следует поклоняться, кроме одного Аллаха» – без признания того, что Мухаммад – Посланник Аллаха. И вменил Всевышний в обязанность подтверждать истинность всего того, что Мухаммад (мир ему и благословение) рассказал об Аллахе, и всего, что он сказал о земной и потусторонней жизни.
- «Ислам религия мира и добра»;
- «Воспитание ребенка в Исламе»;
- «Дети и Ислам»;
- «Что такое доброта».
Так же, в течение месяца с детьми проводились игры по формированию в них чувства товарищества, взаимовыручки и морально – ценностных устоев.
21 октября 2022г. Идалов Харон прочел мовлид «Раби Уль Авваль» с участием воспитанников старших групп «Ромашки» и «Бабочки».
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного развития личности и заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития общества, страны. Свой вклад в этот процесс вносим и мы.
Результативность организованной образовательной деятельности способствует тому, что в детям проявляется милосердие, трудолюбие, доброта, активность, самостоятельность, эмоциональность и отзывчивость, любовь к близким, к своей Родине (как малой, так и большой), почтение к традициям и культуре своего народа.